«Сталинград» Федора Бондарчука. Спецэффекты
Выход ленты Федора Бондарчука «Сталинград» превзошел по сбору все российские фильмы за современную историю кинопроката. Весьма впечатляющей явилась визуальная составляющая, за что особую благодарность стоит выразить художнику-постановщику Сергею Иванову и оператору Максиму Осадчиму. А благодаря усилиям VFX-художников зрители в полной мере смогли увидеть разрушенный Сталинград и разворачивающиеся военные действия. Студией Main Road Post в свою очередь была разработана компьютерная графика. Специалисты студии, чтобы как можно реалистичнее изобразить происходящие в картине Бондарчука события, занимались осваиванием 3D, строительство городов, созданием виртуальной массовки, превращение дневных съемок в ночные.
Общее количество созданных для картины шотов приравнивалось к 230. Как результат — участие компьютерной графики во всем экранного времени картины составило 30 минут. Стоит отметить, что под шотом понимается аналог кадра, из которого затем осуществляется создание больших сцен. Еще с появления первой версии киноленты в 2009 году студией Main Road Post начали производится работы — создавались эскизы для помощи в понимании ряда сцен и атмосферы. Полномасштабные работы продолжились в 2011 году.
Примечательно, что главный объем в работах пришелся на сцену с переправой, падение самолета и танковую атаку немцев. При переправе немцами было взорвано нефтехранилище и, соответственно, необходимо было наиболее реалистично изобразить данный взрыв и огонь, окутывающий холм, воду, людей. По этому огню было уделено особое внимание. Специалистам фирмы даже пришлось заняться разработкой CG-огня, в итоге потратив на его создание примерно 3 месяца. В данном эпизоде применялась по большей части компьютерно-созданная массовка, так как использование каскадеров в подобной близости от баков считается недопустимым.
Заключительный эпизод картины подразумевает окружение немецкими танками дома. При этом, в наличии имелось лишь два танка, поэтому VFX-художникам пришлось дорисовывать при помощи компьютерной графики еще 7 машин.
Пришлось усердно поработать также с кадром взрыва в комнате — когда снаряд влетает внутрь помещения. По задумке Бондарчука герои должны были разлетаться в разные стороны. Однако в результат съемки этого эпизода с тросами получился слишком гротескным, нужна была иная хореография полета. Но уже прослеживалась нехватка ресурсов на полностью CG персонажей, поэтому задумку пришлось отменить.